О пользе щита-обтекателя
Все знают, что установленный специальный щит-обтекатель на кабине тягача с тентованным полуприцепом уменьшает расход топлива. Чтобы не быть голословными, попробуем разобраться в этом вопросе, учитывая конкретные цифры, полученные с помощью компьютера.
В качестве модели для испытаний, возьмем тягач МАЗ-5440, масса которого составляет 40 т. Испытания будут проводиться в два этапа при половинной загрузке и порожнем кузове, с установленным щитом-обтекателем и без него.
Трассы также будут выбраны разные: городской маршрут и скоростная дорога автополигона. Для достоверности результатов, проведем заезды по сухому асфальту и по снегу.
Наличие груза или установка обтекателей не могут изменить максимальную скорость в 121 км/ч. Исходя из этого, обращаем внимание на время разгона и расход топлива.
Итак, при разгоне до 60, 80 и 90 км/ч будем сравнивать показатели расхода топлива, получаем, что обтекатель, вне зависимости от загрузки тягача, экономит (в литрах) от 1,3 л на 100 км до 2,8 на 100 км передвигаясь при скорости 60 км/ч и 90 км/ч соответственно. Это объясняется тем, что, при постоянной скорости и вне зависимости от массы автомобиля, сила сопротивления воздуха не меняется. Т.е. для преодоления силы воздуха необходимо равное количество топлива.
Если будет расти общая масса и соответственно расход топлива, то удельный вес экономии уменьшается, при 12 т груза опускается практически до 10 %.
На первый взгляд кажется, что экономия 0,1 – 0,6 с при разгоне не велика, но при скорости 50 км/ч получается 1,4 м – это уже при определенных обстоятельствах совсем неплохо.
Проведя эту серию тестов, видны очевидные достоинства щитов-обтекателей. Хотя для полной картины не достаточно только испытаний на динамометрической дороге, поскольку она далека от реальности. Поэтому необходимо провести дальнейшие испытания.