Механическая коробка переключения передач
Благодаря коробке передач автомобиль может двигаться и с малой скоростью, и с максимальной. Именно она позволяет регулировать скорость в гораздо большем диапазоне, чем тот, который может обеспечить двигатель. Также стоит отметить, что именно коробка передач дает возможность автомобилю двигаться задним ходом, и она же отсоединяет от ведущих колес двигатель при его пуске, на стоянке или при движении накатом.
Обычно коробки передач грузовых автомобилей стараются разрабатывать так, чтобы они:
- гарантировали машине необходимые динамические и экономические свойства;
- работали бесшумно;
- с высоким КПД;
- отличались надежностью и простотой обслуживания;
- имели по возможности малые габариты и массу, а также невысокую стоимость.
Механическая коробка переключения передач дает больше возможностей, чем автоматическая. Хотя, в последние годы изготовители грузовиков все больше внимания уделяют автоматизации процесса переключения передач.
Передаточные числа коробок передач
Стоит отметить, что по способу изменения передаточных чисел коробки передач делятся на:
- ступенчатые;
- бесступенчатые.
Бесступенчатое изменение передаточного числа, как правило, достигается за счет гидротрансформатора, хотя на легких машинах могут использоваться и вариаторы, а на специальных шасси встречается объемный гидропривод.
Кроме того, коробки передач могут иметь неподвижные или вращающиеся (планетарные) оси валов, а также их комбинацию.
Автоматизация процесса
На грузовых автомобилях, работающих в городе, это кардинально улучшает условия труда водителя и, соответственно, положительно сказывается на безопасности движения. А на магистральном транспорте автоматизация переключения передач еще и повышает эффективность перевозок, поскольку позволяет оптимизировать взаимодействие двигателя и трансмиссии. Поэтому современные производители переходят от механических коробок переключения передач к автоматическим.