На рынке автотехники наметилась тенденция к «китайской» экспансии
Рынок продаж грузовиков и спецтехники не успевает за спросом. В результате очередь за грузовиками расписана на несколько месяцев вперед. Причин этому две:
несмотря на снижение спроса на отечественную технику из-за ее невысокого качества, российский автопром не может обеспечить нужных объемов поставок
вендоры иностранных грузовиков выделяют официальным дилерам недостаточные квоты.
Отечественный автопром не выдерживает конкуренции с иностранными производителями. Производственные мощности российских автомобилестроительных предприятий не могут удовлетворить потребность рынка в качественной грузовой и спецтехнике. Поэтому, потребителям сегодня больше интересна иностранная грузовая и спецтехника, чем российская.
На российские марки грузовых автомобилей сохраняется стабильный спрос в силу низкой цены, но в техническом отношении эти грузовики уступают аналогичным иностранным моделям. Особенно активно захватывают рынок китайские, корейские и японские бренды.
Многие эксперты говорят о «китайской» экспансии на рынок. Например, в прошлом году крупная компания по продаже спецтезники и грузовиков создала дочернюю компанию для продажи спецтехники китайской марки XCMG.
Распространение азиатских брендов грузовой техники связывает с их экономичностью по отношению к российским грузовикам. В частности затраты на эксплуатацию грузовика Isuzu в три раза меньше, чем на российский аналог при одинаковом уровне пробега.
Но несмотря на то, что сегодня китайские бренды XCMG и HOWO активно захватывают позиции на рынке и составляют существенную конкуренцию по цене и качеству отечественным грузовым машинам, сложившийся стереотип «китайцы делают все некачественно» мешает стремительному захвату ими российского рынка.
Также, увеличению объемов продаж китайской спецтехники на российском рынке мешает бездействие самих китайских производителей, которые пока не оценили перспективы российского рынка — многие китайские производители не спешат сертифицировать свою продукцию в России и развивать сеть дистрибьюторов.
Дилеры европейской техники скептически относятся к массовому распространению китайских грузовых машин. Например, менеджер по продажам большегрузных грузовиков MAN считает, что массовый спрос на азиатские, особенно китайские, бренды носит временный характер: «Китайцы» по качеству не могут конкурировать с западными брендами. Российские потребители выбирают «китайцев» за неимением лучшего, то есть тогда, когда нет необходимых средств или времени на поставку европейского или американского грузовика»